10.2. Самовольное занятие земельного участка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «10.2. Самовольное занятие земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Изъятие земельных участков — редкая мера, которую применяют лишь по решению суда, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения. Принудительное изъятие проводится при отказе устранить выявленное нарушение и после привлечения собственника к административной ответственности.

Комментарии к ст. 7.1 КОАП РФ

1. Состав самовольного захвата земли в разные периоды времени предусматривался уголовным и административным законодательством. В связи с принятием нового ЗК РФ актуальность ответственности за посягательства на земельную собственность повысилась: ст. 7.1 КоАП РФ отражает изменения земельного законодательства. В ней содержатся два формальных состава, различающихся по объективной стороне и противоправности.

2. Цель статьи — защита права государственной, муниципальной и частной собственности на землю, обеспечение надлежащего порядка владения и распоряжения ею. Сфера ее действия чрезвычайно широка и затрагивает интересы как государства, так и иных землепользователей.

3. Земельное законодательство содержит значительное число правовых предписаний, регулирующих право собственности на землю, возникновение прав на землю, порядок оформления документов и т.п. (см. комментарий к ст. 7.10).

4. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предмет — земельные участки: часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Они являются неделимыми или делимыми, если земельный участок может быть разделен на части и каждая из них после раздела образует самостоятельный земельный участок. Разрешенное использование последнего осуществляется без перевода его в состав земель иной категории.

5. Самовольное занятие земельного участка — простой формальный состав, объективная сторона которого выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, в частности охраны; либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.

6. Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, — формальный состав с альтернативными признаками по противоправности деяния, так как ст. 7.1 предусматривает незаконность использования, имеющую место в случае отсутствия двух видов документов, подтверждающих право пользования: а) собственно на земельный участок; б) на хозяйственную деятельность в пределах его границ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 правоустанавливающими документами на земельный участок являются: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; кадастровый план земельного участка; иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот Перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы.

Объективная сторона — деяние в виде активных действий по любому использованию земельного участка без правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение хозяйственной деятельности, т.е. производства любых работ, которые в целом или на отдельных этапах требуют получения разрешения (см. комментарий к ст. 8.1).

7. Субъективная сторона — умышленная вина.

8. Субъекты перечислены в санкции комментируемой статьи.

9. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов, а также органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Как осуществляется незаконное завладение землей

Граждане могут разными способами присваивать себе чужие земельные наделы. Объектами их посягательств становятся как приватные территории, так и общественные аграрные угодья. К примеру, кем-то из соседей осуществляется самовольная постройка с захватом земли общего пользования.

Построив на ней сооружения для личных целей, нарушитель сужает проезд к участкам других землевладельцев и попирает их право на беспрепятственный доступ транспорта к дому.

Землевладельцы, права которых были нарушены, сообщают о действиях захватчиков в органы местной власти, а те реагируют на них соответствующим образом.

Самовольное присвоение земель, находящихся в собственности других граждан, случается значительно реже, чем самозахват земли общего пользования, поскольку такие случаи устанавливаются очень быстро и могут быть оспорены в судебном порядке.

Определение правовой охраны земельных ресурсов включает систему закрепленных законодательством мер, которые направлены на обеспечение рациональной эксплуатации земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от разрушения и истощения.

Эти меры применяются комплексно и осуществляются с целью:

  • недопущения деградации/разрушения земель и других негативных последствий хозяйствования путем стимулирования природоохранных технологий производства;
  • обеспечения восстановления и улучшения аграрных территорий, которые подверглись нарушению или деградации;
  • создания правил проверки и учета экологического состояния ресурсов.

Основания, по которым Росреестр может запустить процедуру изъятия земельного участка у собственника или расторгнуть с ним договор аренды, указаны в Гражданском и Земельном кодексах. Среди них:

  • неиспользование участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в течение трех лет;
  • использование земельного участка не в соответствии с установленными для него целевым назначением и (или) видом разрешенного использования.

Комментарий к ст. 7.1 КоАП

1. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предмет — земельные участки, которые согласно ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу (недвижимости). В свою очередь, ст. 261 ГК РФ содержит характеристики земельного участка как объекта права собственности. Согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ земельный участок — это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Между тем такое определение не совсем точно. Дело в том, что не учтены положения ст. 261 ГК РФ — ничего не сказано о части воздушного пространства, располагающегося над поверхностью, занимаемой, например, многолетними насаждениями, или же о той части земли под поверхностью почвы, где могут залегать минералы. Более широкое определение содержится в Федеральном законе от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре» (далее — Закон о государственном земельном кадастре): земельный участок — часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также то, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Согласно ст. 40 ЗК РФ право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, замкнутые водоемы, расположенные на нем многолетние насаждения, если иное не установлено законом . Вместе с тем в соответствии со ст. 130 ГК РФ и ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной регистрации) часть земельного участка (например, согласно ст. 340, 552, 553, 652, 653 ГК РФ) в случае, если ее границы не описаны и не удостоверены в установленном порядке, не относится к перечню недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, и, как следствие, не может считаться объектом недвижимости.

Читайте также:  Запрет на ловлю с лодки 2023 в Волгоградской области

———————————

Федеральный закон от 2 января 2000 года «О государственном земельном кадастре» // СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2582.

См. также: Галиева Р. Субъекты и объекты земельных прав // Российская юстиция. 2002. N 10.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594; 2001. N 16. Ст. 1533; 2002. N 15. Ст. 1377; 2003. N 24. Ст. 2244; 2004. N 27. Ст. 2711.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, т.к. самовольное занятие земельного участка выражается в активных действиях по установлению фактического владения и пользования земельным участком, использованию земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

К правоустанавливающим документам на земельный участок относятся копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, и иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают предоставление земельного участка.

В этом отношении небезынтересным является следующий пример.

ООО обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Службе земельного кадастра по г. Казани о признании недействительным Постановления N 214 от 06.12.2002.

Решением первой инстанции заявление удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции решение отменено.

Как следует из материалов дела, 05.12.2002 Службой земельного кадастра по г. Казани был составлен Протокол N 118 об использовании ООО земельного участка без правоустанавливающих документов.

На основании протокола Службой земельного кадастра по г. Казани 06.12.2002 было вынесено постановление о привлечении ООО к административной ответственности в соответствии со статьей 7.1 КоАП виде штрафа в размере 10 тыс. руб. за использование земельного участка без правоустанавливающих документов.

Арбитражный суд первой инстанции заявление ООО удовлетворил, придя к выводу, что согласно статье 46 ЗК РФ и статье 421 ГК РФ после истечения срока действия договора при отсутствии возражений арендодателя договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Арбитражный суд апелляционной инстанции в удовлетворении заявления ООО отказал, установив, что материалы дела не содержат доказательств выполнения сторонами договора условий по регистрации. В силу пункта 2 статьи 651 ГК РФ договор аренды земли со сроком действия более года подлежит государственной регистрации.

Срок действия договора аренды N 4235 от 25.10.2000 был установлен сторонами до 09.11.2002, следовательно, в силу указанной нормы ГК РФ договор подлежал государственной регистрации, однако отсутствие таковой указывает на его незаключенность.

При таких обстоятельствах использование ООО земельного участка площадью 0,483 га осуществлялось в нарушение требований земельного законодательства РФ .

———————————

Споры, связанные с применением земельного законодательства // Правосудие в Поволжье. N 1/2004.

3. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане и юридические лица, самовольно занявшие земельный участок, не имеющие правоустанавливающих документов на земельный участок или совершившие иное нарушение земел��ного законодательства, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла, что подтверждается следующим примером из судебной практики. Индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Территориальному отделу Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Казани Республики Татарстан о признания незаконным Постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан заявленные требования удовлетворены, производство по делу прекращено.

Данное решение суд обосновал отсутствием в действиях заявителя умысла и вины в совершении административного правонарушения.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт по делу.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу решения, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения плановых проверок по использованию земель без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов в 2006 г. по городу Казани ответчиком установлено отсутствие документов на земельный участок, которым пользуется заявитель.

Ответчиком составлен акт и протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП, и принято Постановление, в соответствии с которым заявитель признан виновным в совершении указанного административного правонарушения и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 руб.

Арбитражный суд Республики Татарстан, признавая незаконным и отменяя Постановление, сделал вывод о том, что до выявления факта совершения административного правонарушения и возбуждения административного производства заявитель принимал меры для получения правоустанавливающих документов и в его действиях отсутствует вина в совершении административного правонарушения.

Кассационная инстанция выводы суда признает законными в силу статей 1.5, 2.1 КоАП.

Судом установлено, что заявителем со Службой земельного кадастра по г. Казани заключен договор об аренде земельного участка.

В Службу земельного кадастра по г. Казани индивидуальным предпринимателем было подано заявление о предоставлении земельного участка, занимаемого объектом недвижимости, для заключения либо продления заключенного договора аренды.

Начальником Управления дан ответ, что до настоящего времени вопрос о предоставлении земельного участка не решен.

Куда жаловаться при самозахвате соседями вашей земли

Есть еще и другая форма заявления при самозахвате – заявление от пострадавшей стороны. Куда тогда обращаться для восстановления своих законных прав на землю?

В первую очередь следует обратиться к соседу. Если вы считаете, что земля, которую он захватил по праву принадлежит вам, тогда надо обосновать это и подтвердить документально. К сожалению, полюбовно договориться с соседями не всегда возможно и тогда приходится жаловаться.

Читайте также:  7 способов определить качество воды в домашних условиях

Для начала можно написать заявление в местную администрацию, но это не всегда приносит результаты. В любом случае попытки досудебного урегулирования земельных споров будут только плюсом для обратившейся стороны.

Остается судебное регулирование. Суд решает все земельные споры с учетом закона, сложившейся практики и основываясь на документальном обосновании.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Законодательные акты предусматривают гражданскую и административную ответственность за самовольное занятие земли. Меры ответственности по ГК РФ включают в себя:

  • предъявление устного или письменного требования об освобождении чужой земли (целесообразно сразу подготовить и вручить письменное требование, так как это потребуется на стадии судебного обращения);
  • направление претензии о компенсации убытков и упущенной выгоды от незаконного использования чужой земли;
  • предъявление искового заявления в суды общей юрисдикции о принудительном освобождении земли, взыскании расходов на устранение нарушения (например, возмещение затрат на снос самовольно построенных объектов на чужой территории), взыскание убытков и упущенной выгоды.

Для обращения в суд нередко приходится подтверждать свое право на землю. Если у истца отсутствуют правоустанавливающие документы (например, если участок выделялся по правилам СССР и архивы не сохранились), может потребоваться предъявить заявление о признании права собственности. После вынесения такого судебного акта собственник сможет надлежащим образом зарегистрировать свое право в службе Росреестра и предъявить претензии нарушителю.

Расчет суммы убытков осуществляется исходя из затрат, понесенных на восстановление нарушенного права – снос незаконных ограждений и построек, восстановление межевых знаков, рекультивация почвенного слоя после нарушения правил землепользования и т.д. Упущенная выгода заключается в недополученных доходах от эксплуатации земли (например, отсутствие возможности выращивать сельхозпродукцию).

Если при самовольном захвате земли нарушаются требования к целевому использованию земли, виновное лицо также будет обязано возместить правообладателю все расходы, и подлежит привлечению к административной ответственности. В таких случаях целесообразно обратиться к земельным инспекторам службы Госземнадзора, которые могут составлять протоколы о нецелевом использовании земли и самовольном ее захвате.

Специальные правила установлены для привлечения захватчиков земли к административной ответственности. Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает не только санкционные меры за самовольное занятие надела или его части, но и за эксплуатацию земли без надлежащих разрешительных документов. Под такие случаи подпадают даже законные арендаторы, не обратившиеся своевременно за продление срока арендного договора.

Административные санкции за самовольный захват участка по статье 7.1 КоАП РФ будут различаться в зависимости от наличия или отсутствия у надела утвержденной кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость определяется по итогам государственной оценке земли и служит для целей налогового учета и взыскания штрафов. Если участок имеет определенную кадастровую стоимость, штраф будет взыскан в следующих пределах:

  • для физлиц – от 1 до 1.5% от кадастрового стоимостного показателя (сумма штрафа не может быть менее 5000 рублей);
  • для должностных лиц – от 1.5 до 2%, но не менее 20 000 рублей;
  • для юрлиц – от 2 до 3%, но не менее 100 000 рублей (нудно учитывать, что в рамках этой статьи частные предприниматели приравнены к предприятиям).
  • лицо подлежит административной ответственности за нарушение самовольного занятия земельного участка только в случае, если установлена его вина / ст. 1.5 КОАП РФ;
  • при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство / ст. 1.6 КОАП РФ;
  • лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения / ст. 1.7 КОАП РФ;
  • закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу / ст. 1.7 КОАП РФ;
  • закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет / ст. 1.7 КОАП РФ;
  • юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению / ст. 2.1 КОАП РФ.

Неиспользование участка

Если земля долгое время простаивает и становится «бесхозной», то по закону это расценивается как снижение ее качества — статья 8.8 КоАП. Ведь каждой территории отведена определенная цель — строительство дома, посадка с/х культур или возведение промышленного объекта.

Заброшенная территория со временем может превратиться в место повышенной опасности, например, в свалку с угрозой экологического загрязнения или в заросшее сорняками поле, где может произойти пожар и т. д.

Штрафы за неиспользование с/х земельных участков:

  • Для физических лиц — от 0,3 до 0,5% кадастровой стоимости, но не меньше 3 тысяч рублей.
  • Для должностных лиц — от 0,5 до 1,5%, но не меньше 50 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 2 до 10%, но не меньше 200 тысяч рублей.

За неиспользование участка, предназначенного для строительства жилья, посадки сада или огорода:

  • Для физических лиц — от 1 до 1,5% кадастровой стоимости, но не меньше 20 000 рублей.
  • Для должностных — от 1,5 до 2%, но не меньше 50 тысяч рублей.
  • Для юридических — от 3 до 5%, но не меньше 400 тысяч рублей.
  • Если кадастровая цена не определена, то гражданам — 20—50 тысяч рублей, должностным лицам — 50—100 тысяч рублей, юридическим — 400—700 тысяч рублей.

Под самовольным занятием земельного надела в стране подразумевают действия, способные подтвердить использование определенного надела по факту. В таком случае отсутствует решение органов власти, местной администрации, согласно которому надел передается в собственность, аренду либо оформляется бессрочное постоянное пользование земельным участком.

Рассматриваемое понятие имеет тонкую границу с таким явлением, как «землеотвод», что значит выделение определенной части территории, которая имеет четко установленные координаты и границы. В ситуации, когда имеется этот отвод человек, имеет возможность перейти к процедуре оформления документации относительно надела и получить государственный акт установленной формы.

Стоит отметить, что на территории страны достаточно большое количество участков, на которых располагаются строения и объекты, не подтвержденные отводом.

Такие участки получают наименование самозахваченных территорий, что подпадает по нормы административного законодательства и влечет применение к нарушителю штрафных санкций.

Зачастую в качестве объекта захвата выступают наделы, которые относятся к бесхозным, при этом имеют смежные границы с участком лица, желающего занять их. В результате можно сказать, что захват имеет своей целью увеличение собственных территорий за счет незаконного установления новых границ.

В некоторых ситуациях человек не осознает того, что использует участок земли, который ему не принадлежит. Также случает и такое, что лицо использует меньший надел, чем ему принадлежит.

Читайте также:  Сроки уплаты НДФЛ с больничного (КБК + пример расчета)

Гражданско-правовые последствия самозахвата земли

Для самовольного занятия земельного участка с точки зрения гражданского законодательства характерно то, что это не порождает никаких прав для лиц, которые совершили самозахват. Это означает, что захватчики:

  1. Не могут совершать никаких сделок с участком. Землю не возможно ни продать, ни подарить, ни заложить, ни даже завещать. Захватчик не имеет никаких прав на этот участок и потому не может никак им распоряжаться.
  2. Обязаны по первому требованию законного владельца освободить участок. Освобождение при этом подразумевает и уничтожение любых следов хозяйственной деятельности, на которую владелец не давал разрешения. Именно это чаще всего и бывает причиной споров, т. к. если самовольное занятие земельного участка сопровождалось постройкой на нем дома или другого объекта недвижимости, их необходимо снести. Если же снос не будет совершен добровольно, владелец может привлечь органы власти для принудительного разрушения незаконных построек.
  3. Обязаны заплатить владельцу, если захваченный участок использовался для извлечения прибыли. Подобного рода ситуация может трактоваться как незаконное обогащение — а гражданское законодательство в этом случае дает владельцу объекта право на взыскание компенсации. Ее размер будет равен доходу, который виновное лицо незаконно извлекло за счет земли.

Кроме того, нужно учитывать, что самовольное занятие земельного участка не дает захватчику никаких прав на возмещение тех расходов, которые он понес, к примеру, на улучшение земли или возведение зданий или сооружений на нем.

Урегулирование проблем, связанных с самозахватом

В том случае, если вы столкнулись с самозахватом вашей земли, алгоритм действий должен быть примерно следующим:

  1. Обратиться к захватчику. Наилучший вариант здесь — это подать претензию в письменном виде, сохранив доказательства того, что документ посылался (например, отправить ее по почте письмом с описью вложения). Если повезет, то на этой стадии можно заключить соглашение с обоюдной выгодой: либо официально оформить передачу участка, либо мирно договориться о компенсации.
  2. Если ответа на претензию не последовало либо нарушитель отказался компенсировать убытки, следует обратиться с жалобой в компетентный государственный орган, занимающийся надзором за землей. Им может быть Россельхознадзор (если речь идет о землях сельхозназначения), Росреестр (если нарушение связано с порядком регистрации участков) или Росприроднадзор (если для участка предусматривается особый режим использования).
  3. После того как решение по административному делу вынесено, можно подавать гражданский иск в суд и требовать как возврата имущества, так и взыскания убытков.
  4. В некоторых случаях может потребоваться дополнительное межевание либо проверка данных, содержащихся в ЕГРН, о границах участка. Это необходимо для того, чтобы определить, был ли самозахват вашей земли или вы необоснованно считаете своей землю, которая реально вам не принадлежит.

В том же случае, если захвату оказалась подвергнута земля, находящаяся в собственности государства или муниципалитета, урегулирование проблемы возможно путем ее выкупа. Во многих случаях это допускается, однако надо помнить: далеко не все земли, находящиеся в государственной собственности, могут быть приватизированы или выкуплены. Более того, в ряде случаев статус объекта это прямо запрещает.

В целом же, если вы столкнулись с фактом самозахвата, мы рекомендуем обратиться к компетентному специалисту в области земельного права. В этой области довольно много взаимосвязанных актов, принятых как на федеральном, так и на региональном или местном уровне, поэтому велик риск ошибки.

Зашита прав в соответствии с законодательством РФ

Среди возможных разновидностей защиты своих прав, которые предусмотренные законодательством РФ, можно выделить следующие:

  • самостоятельная защита (к примеру, отодвинуть незаконно выставленные ограды за пределы своего участка);
  • отправление (желательно заказным письмом с уведомлением) нарушителю письменной претензии о добровольном восстановлении ваших прав и прекращении незаконных действий;
  • направление (желательно заказным письмом с уведомлением) претензии в адрес Росреестра (органа, осуществляющего государственный земельный надзор) для проведения проверки и привлечения к ответственности причастных лиц;
  • защита прав и законных интересов путем подачи иска о привлечении виновных лиц к ответственности.

Вышеуказанные действия имеют право принимать любые собственники земли – как граждане, юрлица, так и публичные образования.

Вас признали нарушителем по статье 7.1 КоАП РФ: что делать?

Самовольное занятие земельного участка является наиболее распространенным правонарушением земельного законодательства.

Зачастую граждане не подозревают, что, используя для своей хозяйственной деятельности «свободный», как им кажется, земельный участок, они тем самым совершают правонарушение, ответственность за которое установлена нормами статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Лицам, самовольно занимающим пустующие земельные участки, следует знать, что земля «ничьей» не бывает. Исходя из положений земельного законодательства земельные участки, не находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, принадлежат государству (ст. 16 ЗК РФ).

В данной статье мы расскажем, в каком случае правообладатель земельного участка может быть привлечен к ответственности по ст. 7.1 КоАП, а также порядок устранения допущенного правонарушения.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Право на защиту собственности провозглашено в Конституции РФ. Лишить собственности можно лишь по решению суда. Принудительно забрать участок законно при предоставлении равноценной замены.
Собственность защищается гражданским законодательством, к примеру, нормами 209 и 218 статей ГК.

Статья 218 указывает на отчуждение земельного участка посредством приобретения, дарения, обмена или иной сделки.

Если участок будет отчуждаться другим способом, то такие действия будут квалифицироваться как завладение.

При самовольном занятии земельного участка судебная практика на стороне законного собственника. Для возврата имущества стоит обращаться в судебные органы по месту нахождения участка. Суд учитывает как важные обстоятельства дела время завладения, основания, сам земельный участок, его месторасположение и предназначение и степень вины самовольного владельца, а также опирается на показания свидетелей.

Если настоящий собственник долгое время не проявлял интерес к участку, он в любом случае не может быть его лишен, и права его должны быть защищены.

Бесхозным может быть признана земля на основании постановления органов местного самоуправления.

Куда жаловаться при самозахвате земли

Для мирного урегулирования конфликтной ситуации, нужно направить письменное уведомление с планом участка нарушителю с требованием освободить захваченную землю.

Если ответа нет, гражданин обращается в уполномоченное государственное учреждение для решения конфликта. Согласно действующим законодательным нормам для решения вопросов по незаконно занимаемым землям лица могут обращаться в следующие госучреждения:

  • муниципалитет населенного пункта;
  • органы, осуществляющие надзор (Росреестр, Россельхознадзор);
  • полиция;
  • прокуратура.

После получения подтверждения от госорганов о нарушении прав следует обратиться в суд. Для этого гражданину требуется выполнить следующую последовательность действий:

  1. Составить исковое заявление.
  2. Собрать требуемый пакет документов.
  3. Оплатить государственный налоговый сбор.
  4. Ожидать рассмотрения заявления и назначения даты проведения судебного заседания.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *